Муниципальная полиция в России прошлое, настоящее и будущее


Перейти к содержанию

краткая история муниципальной милиции в нашей стране, текущее положение дел, практика применения, различие в позициях МВД РФ и авторов общественной инициативы о дальнейшем развитии муниципальной полиции

Краткая история вопроса
Разговоры о необходимости создания в России муниципальной полиции ведутся давно. В начале 90-х годов прошлого века в ряде регионов появились первые подразделения муниципальной милиции. Однако стоит отметить, что создаваемые в начале 90-х подразделения, хоть и назывались муниципальными, но по факту органами местного самоуправления они только финансировались, руководство, же этими подразделениями фактически было двойным. Дело в том, что подразделения муниципальной милиции создавались в составе или при ГУВД и УВД городов, а эти управления в свою очередь подчинялись МВД России. При этом стоит учесть и тот факт, что в 90-е годы подобные инициативы были изначально обречены на провал. В качестве основной причины можно назвать несовершенство законодательства того времени, как федерального, так и регионального. Привычная и понятная на сегодняшний день вертикаль власти, система организации и деятельности органов местного самоуправления в тот момент еще находились в зачаточном состоянии. Помимо того, не стоит забывать и о локальных военных конфликтах того времени. Соответственно, что в такой ситуации наделять муниципалитеты правом создавать собственные, вооруженные силовые структуры независимые от федерального центра никто не решился.
Последний эксперимент по созданию в России муниципальной милиции проводился в 1999 году в соответствии с Указом Президента № 1115 от 17.09.1998 в 10 регионах нашей страны. Здесь стоит отметить один важный момент, эксперимент проводился по инициативе и под контролем МВД России, что предсказуемо привело к тому, что результаты этого эксперимента признали не удовлетворительными и эксперимент завершили. Так же необходимо учесть, что эксперимент изначально носил весьма формальный характер, учитывая то, что подразделения муниципальной милиции создавались «в структуре милиции общественной безопасности УВД…» и подчинялись они тем же территориальным подразделениям МВД России. Можно предположить, что сам эксперимент носил весьма формальный характер и изначально всерьез его никто не воспринимал.

Текущее положение дел
Несмотря на не удачный опыт прошлого, тема создания муниципальной полиции (милиции) периодически возникает то в Парламенте, то в Правительстве России. Так в сначала в 2011 году инициатива выдвигалась КПРФ, а в 2014 году депутатами от партии «Справедливая Россия» в парламент вносился проект № 621910-6 Федерального закона «О муниципальной милиции в Российской Федерации». Правительство РФ, однако, данную инициативу не поддержало и законопроект был снят с рассмотрения. Судя по доводам, изложенным в официальном отзыве, Правительство посчитало предлагаемую законопроектом компетенцию муниципальной милиции излишне расширенной и охватывающей вопросы явно выходящие за рамки понятия «Охрана общественного порядка».


примечание: - тогда возникает вопрос, а что именно входит в понятие «Охрана общественного порядка» и какими именно рамками оно ограничено. Не один правовой акт - это понятие не раскрывает, а юридическая литература дает ему различные толкования.


В 2016 году в ряде СМИ появилась информация о том, что на этот раз уже само Министерство внутренних дел России направило в регионы, свой, разработанный ВНИИ МВД РФ, законопроект о создании муниципальной милиции. Сам факт существования такого документа подтверждается публикация на официальном сайте ВНИИ МВД России.

заседание Ученого совета ВНИИ МВД России от 16.02.2017г.:
- На заседании Ученого совета с научным докладом «О проекте федерального закона «О муниципальной милиции в Российской Федерации» выступил доктор юридических наук, доцент Мусеибов Абдула Гулиевич, главный научный сотрудник НИЦ № 5.


К сожалению, в открытых источниках найти полный текст законопроекта не удалось, поэтому проанализировать можно лишь публикации в прессе, где изложены основные тезисы.
Исходя из содержания статьи издания Комерсантъ, суть предложений МВД России состоит в создании при муниципалитетах некой правоохранительной структуры с не совсем понятными задачами и полномочиями. А именно:

- Милиция призвана помогать «полиции и иным правоохранительным органам» в обеспечении безопасности граждан, в том числе проводить их досмотр при проведении массовых мероприятий. Милиционеры смогут патрулировать населенные пункты; составлять протоколы об административных нарушениях; доставлять пьяных и наркоманов в больницы, а нарушителей - в полицию; помогать искать пропавших людей.


Однако при этом:

Передача милиции полицейских полномочий, в частности патрульно-постовой службы (ППС) и участковых, в проекте не предусмотрена. Милиционеры - муниципальные служащие и смогут работать только в пределах городских округов или муниципальных районов. Они обязаны проходить силовую подготовку, им разрешено пользоваться гражданским оружием.


Исходя из такой противоречивой смеси задач, полномочий и возможностей напрашивается лишь один вывод. МВД предлагает создать в регионах некий полицейский суррогат с непонятным функционалом, не чем особо не отличающийся от добровольных народных дружин, которые хоть формально и существуют (для отчетности), но фактически, на криминогенную обстановку в муниципалитетах никак не влияют.

Практика применения
За последние несколько лет в составе администраций ряда муниципальных образований появились структурные подразделения, именуемые как «муниципальная милиция», «муниципальная инспекция» и т.п. Вот несколько примеров:

г. Шахты, Ростовская область
Создана в 2013 году, носит название «муниципальная инспекция». Основные задачи:
- выявление и пресечение на территории города Шахты административных правонарушений, предусмотренных областным законом Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях»;
- содействие развитию и устойчивому функционированию жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения, транспорта, связи, других служб жизнеобеспечения на территории города Шахты;
- участие в деятельности административной комиссии, созданной на территории муниципального образования «Город Шахты»;
- обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам организации охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, контроля за благоустройством территории;
- организация мероприятий, направленных на обеспечение санитарной чистоты и порядка в городе посредством взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности, а также частными лицами.

источник и фото: 161.ру


г. Златоуст, Челябинская область
Управление муниципальной милиции в составе администрации Златоуста было создано в январе 2014 года.
Судя по публикациям в средствах массовой информации - муниципальная милиция будет помогать полиции охранять порядок на массовых мероприятиях. А еще она может ловить «зайцев» в общественном транспорте и находить авторов незаконно расклеенных по городу объявлений.
У новой службы есть своя форма. Сотрудникам выдают костюм, шапку и обувь. На куртке надпись «Муниципальная милиция» и шеврон с гербом Златоуста. А еще выдают удостоверение и оружие! Правда, не огнестрельное, а газовое - обороняться от хулиганов и бродячих собак.

источник: Комсомольская правда
фото: uralpress.ru


г. Ижевск, Удмуртская республика
В Ижевске управление муниципальной милиции в составе городской администрации появилось в 2012 году.
Исходя из информации на сайте органов местного самоуправления, на муниципальную милицию возложены следующие задачи:
- Обеспечение соблюдения норм законодательства Удмуртской Республики, требований муниципальных правовых актов на территории муниципального образования «Город Ижевск» в сфере административной ответственности за отдельные виды правонарушений в соответствии с полномочиями Управления.
- Предупреждение, выявление, пресечение на территории муниципального образования «Город Ижевск» отдельных видов административных правонарушений, их документирование с целью применения мер административного воздействия к лицам их совершившим в рамках полномочий Управления.
- Обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам организации охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Город Ижевск».
- Осуществление мероприятий по реализации полномочий Администрации города Ижевска в области охраны общественного порядка на территории муниципального образования «Город Ижевск».
- Защита прав и законных интересов Администрации города Ижевска в судах и иных органах государственной власти.
- Обеспечение своевременного взыскания дебиторской задолженности в бюджет муниципального образования «Город Ижевск».

источник и фото: сайт Администрации города Ижевска

Комментарий от авторов проекта:
Если рассматривать вышеизложенные подразделения «муниципальной милиции» в части их задач и полномочий, то это не полицейские структуры, а скорее общественные формирования правоохранительной направленности, которые местные власти перевели в муниципальную службу и назвали милицией.

Милиция или полиция?
Если кратко содержание этих определений, то - Милиция это вооруженное ополчение, формируемое и действующее в период военных действий или чрезвычайных ситуаций. Полиция это постоянно действующий орган исполнительной власти государства, основной задачей которого является охрана правопорядка, как в мирное, так и в военное время. Поэтому более правильное название для органа осуществляющего функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, это полиция.



Позиция авторов инициативы
Мы считаем, что такой орган местного самоуправления как муниципальная полиция в России необходим. Но, он необходим именно как полноценная полицейская служба, наделенная всеми необходимыми правами и полномочиями (в т.ч. государственными), для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Сейчас в нашей стране есть все условия для его создания и деятельности.
По нашему мнению принципы организации и деятельности муниципальной полиции должны быть следующими:
- создание подразделений муниципальной полиции должно быть правом органов местного самоуправления, а не их обязанностью. При условии, что в их создании есть необходимость и у местных властей есть необходимые средства на создание условий для их деятельности и содержания;
- основные вопросы деятельности муниципальной полиции должны регулироваться федеральным законодательством и Правительством Российской Федерации;
- система организации деятельности муниципальной полиции (субординация, наличие специальных званий, форменной одежды, первоначальная подготовка, принципы комплектования и организации службы и т.п.) должна в целом быть аналогичной МВД России;
- муниципальная полиция должна являться составной частью органов местного самоуправления муниципального образования и быть независимой от МВД России, за исключением предусмотренных законодательством случаев (чрезвычайное или военное положение, режим контртеррористической операции и т.п.) перехода подразделений муниципальной полиции во временное оперативное подчинение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
- права и условия для муниципальной полиции на применение мер государственного принуждения, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны быть аналогичны правам и условиям предусмотренных для сотрудников полиции МВД России;
- задачи и полномочия муниципальной полиции в основной части должны быть аналогичны задачам и полномочиям патрульно-постовой службы МВД России;
- форменная одежда муниципальной полиции должна быть аналогичной форменной одежде сотрудников полиции МВД России, за исключением знаков отличия.

Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





канал Муниципальная полиция на сервисе Яндекс Дзен

Назад к содержанию | Назад к главному меню