Проект Федерального закона - О муниципальной полиции в Российской Федерации



общие положения, принципы деятельности, права и обязанности, применение мер государственного принуждения, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, правовое положение и гарантии социальной защиты сотрудника

 Проекты НПА регламентирующих деятельность муниципальной (местной) полиции в России


Проект
Федерального закона
«О муниципальной (местной) полиции в Российской Федерации»



* с пояснительной запиской к законопроекту можно ознакомиться здесь

Содержание:
Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение муниципальной полиции
Статья 2. Основные направления деятельности муниципальной полиции
Статья 3. Правовая основа деятельности муниципальной полиции
Статья 4. Организация муниципальной полиции
Глава 2. Принципы деятельности муниципальной полиции
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
Статья 6. Законность
Статья 7. Беспристрастность
Статья 8. Открытость и публичность
Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
Статья 11. Использование современных технологий и информационных систем
Глава 3. Обязанности и права муниципальной полиции
Статья 12. Обязанности муниципальной полиции
Статья 13. Права муниципальной полиции
Глава 4. Применение муниципальной полицией отдельных мер государственного принуждения
Статья 14. Доставление
Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
Статья 17. Использование информации из банков данных о гражданах
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 20. Применение физической силы
Статья 21. Применение специальных средств
Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
Статья 23. Применение огнестрельного оружия
Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника муниципальной полиции
Глава 6. Правовое положение сотрудника муниципальной полиции
Статья 25. Сотрудник муниципальной полиции
Статья 26. Специальные звания сотрудников муниципальной полиции
Статья 27. Основные обязанности сотрудника муниципальной полиции
Статья 28. Основные права сотрудника муниципальной полиции
Статья 29. Гарантии правовой защиты сотрудника муниципальной полиции
Статья 30. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
Статья 31. Право сотрудников муниципальной полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
Статья 32. Ответственность сотрудника муниципальной полиции
Глава 7. Служба в муниципальной полиции
Статья 33. Правовое регулирование службы в муниципальной полиции
Статья 34. Гарантии сотруднику муниципальной полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника муниципальной полиции
Статья 35. Оплата труда сотрудника муниципальной полиции
Статья 36. Гарантии сотруднику муниципальной полиции в связи с прохождением службы в муниципальной полиции
Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности муниципальной полиции
Статья 37. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности муниципальной полиции
Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью муниципальной полиции
Статья 38. Общественный контроль за деятельностью муниципальной полиции
Статья 39. Судебный контроль и надзор
Статья 40. Прокурорский надзор
Статья 41. Обжалование действий (бездействия) сотрудника муниципальной полиции
Глава 11. Заключительные положения
Статья 42. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение муниципальной полиции
1. Муниципальная полиция муниципальных образований Российской Федерации (далее – муниципальная полиция) предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Муниципальная полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Муниципальная полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие другим правоохранительным органам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Статья 2. Основные направления деятельности муниципальной полиции
1. Деятельность муниципальной полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности и общества от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений;
4) розыск лиц;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;

Статья 3. Правовая основа деятельности муниципальной полиции
1. Правовую основу деятельности муниципальной полиции составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты соответствующих муниципальных образований изданные в пределах их компетенции.

Статья 4. Организация муниципальной полиции
1. Муниципальная полиция является составной частью органов местного самоуправления муниципального образования.
2. В состав муниципальной полиции могут входить структурные подразделения, создаваемые для выполнения возложенных на муниципальную полицию обязанностей.
3. Руководство деятельностью муниципальной полиции осуществляет назначенный органами местного самоуправления руководитель, который несет ответственность за выполнение возложенных на муниципальную полицию обязанностей.
4. Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений муниципальной полиции определяются Правительством Российской Федерации.
5. Состав, штатное расписание, замещение, нормативы и лимиты штатной численности подразделений муниципальной полиции определяются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
6. Органы местного самоуправления муниципальных образований, имеющие в своем составе подразделение муниципальной (местной) полиции, могут заключать соглашения с органами местного самоуправления других муниципальных образований о распространении на их территорию полномочий муниципальной полиции. При условии, что заключившие данное соглашение муниципальные образования имеют общую границу.

Глава 2. Принципы деятельности муниципальной полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Муниципальная полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность муниципальной полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику муниципальной полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник муниципальной полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник муниципальной полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение не выпуская его из рук, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник муниципальной полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
6. Полученные в результате деятельности муниципальной полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Муниципальная полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Законность
1. Муниципальная полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим федеральным законом.
3. Сотруднику муниципальной полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник муниципальной полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
5. Применение сотрудником муниципальной полиции установленных настоящим законом мер принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав муниципальной полиции допустимо только в случаях, предусмотренных настоящим законом.
6. Контроль за законностью решений и действий должностных лиц муниципальной полиции обеспечивают органы прокуратуры.

Статья 7. Беспристрастность
1. Муниципальная полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2. Сотруднику муниципальной полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник муниципальной полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
3. Сотрудник муниципальной полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4. Сотрудник муниципальной полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности.

Статья 8. Открытость и публичность
1. Деятельность муниципальной полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности муниципальной полиции, а также получать от муниципальной полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
3. Муниципальная полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в квартал) перед законодательными (представительными) органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются органами местного самоуправления муниципального образования.
4. Муниципальная полиция являясь составной частью органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципального образования, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности муниципальной полиции.
6. Органы местного самоуправления муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности муниципальной полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
1. Муниципальная полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
2. Действия сотрудников муниципальной полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.
3. В случае нарушения сотрудником муниципальной полиции прав и свобод граждан или прав организаций, органы местного самоуправления муниципального образования обязаны в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, руководство муниципальной полиции приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником муниципальной полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.
4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником муниципальной полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или иными органами власти должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.
5. Органы местного самоуправления муниципального образования проводят постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности муниципальной полиции, а также мониторинг взаимодействия муниципальной полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности муниципальной полиции, определяемых органами местного самоуправления муниципального образования.
7. При главах (руководителях) органов местного самоуправления муниципальных образований могут быть образованы общественные советы, задачей которых является обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности муниципальной полиции путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной, региональной и муниципальной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности муниципальной полиции;
3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам деятельности муниципальной полиции;
4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности муниципальной полиции, в средствах массовой информации;
5) осуществления общественного контроля за деятельностью муниципальной полиции.
8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления.

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
1. Муниципальная полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
2. Муниципальная полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и настоящим федеральным законом.
3. Муниципальная полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие другим правоохранительным органам, государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие муниципальной полиции при выполнении возложенных на нее настоящим федеральным законом обязанностей.

Статья 11. Использование современных технологий и информационных систем
1. Муниципальная полиция в своей деятельности обязана использовать современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
2. Муниципальная полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.
3. Муниципальная полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников муниципальной полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

Глава 3. Обязанности и права муниципальной полиции

Статья 12. Обязанности муниципальной полиции
1. На муниципальную полицию возлагаются следующие обязанности:
1) принимать сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, принимать по ним меры оперативного реагирования в пределах своей компетенции. Незамедлительно информировать органы внутренних дел, соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными муниципальной полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений, условия способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
5) выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление или иное противоправное деяние. В пределах своих полномочий проводить с такими лицами профилактическую работу;
6) участвовать в пределах своей компетенции в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
7) участвовать в пропаганде правовых знаний;
8) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах;
9) обеспечивать совместно с представителями других правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;
10) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб;
11) принимать участие в обеспечении общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
12) выявлять и пресекать административные правонарушения;
13) оказывать содействие другим правоохранительным органам, в розыске лиц объявленных в розыск;
14) оказывать содействие другим правоохранительным органам, в розыске похищенного имущества;
15) оказывать содействие другим правоохранительным органам по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;
16) оказывать содействие другим правоохранительным органам по предупреждению, выявлению и пресечению экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;
17) оказывать содействие другим правоохранительным органам в организации мероприятий направленных на противодействие терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан;
18) участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;
19) оказывать содействие пограничным органам ФСБ России в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов ФСБ России временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы Российской Федерации во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации;
20) принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений;
21) осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах;
22) участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них;
23) оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом;
24) оказывать содействие в пределах своих полномочий органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;
25) оказывать содействие в пределах своих полномочий медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации;
26) оказывать содействие в пределах своей компетенции государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
27) информировать граждан, должностных лиц местного самоуправления и субъектов Российской Федерации о состоянии правопорядка на соответствующей территории;
28) обеспечивать сохранность найденных и сданных гражданами в муниципальную полицию документов, вещей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы;
2. Иные обязанности могут быть возложены на муниципальную полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Статья 13. Права муниципальной полиции
1. Муниципальной полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
3) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к проверке сообщений о преступлениях, происшествиях и административных правонарушениях;
4) патрулировать территорию муниципального образования, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;
5) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их;
6) обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
7) документировать и передавать в органы внутренних дел для принятия решения, факты совершения гражданами и организациями административных правонарушений;
8) при получении от граждан сообщений о преступлениях и происшествиях требующих незамедлительного реагирования: принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, лиц, пропавших без вести. Принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств и иного похищенного имущества;
9) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа внутренних дел (при невозможности решения данного вопроса на месте) для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных законодательством РФ;
10) доставлять в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа внутренних дел граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, а так же в случаях если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;
11) направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения;
12) доставлять в служебное помещение территориального органа внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;
13) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать в установленном законом порядке указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения, с последующей обязательной передачей в органы внутренних дел;
14) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;
15) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на муниципальную полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
16) задерживать транспортные средства находящиеся в розыске, с незамедлительным информированием об этом территориального подразделения органов внутренних дел по месту задержания транспортного средства;
17) временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;
18) применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами, контроль за соблюдением которых возложен на муниципальную полицию приказом соответствующего государственного органа;
19) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;
20) использовать на основе совместных приказов и соглашений сведения из банков данных органов внутренних дел;
21) беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, - средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;
22) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

Глава 4. Применение муниципальной полицией отдельных мер государственного принуждения

Статья 14. Доставление
1. Муниципальная полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность.
2. Муниципальная полиция имеет право временно, на срок не более двух часов, по основаниям и в порядке которые предусмотрены законодательством Российской Федерации ограничивать свободу и доставлять, в том числе принудительно в органы внутренних дел:
1) лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
2) лиц, подозреваемых в совершении административных правонарушений;
3) лиц, объявленных в розыск органами внутренних дел;
4) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты;
5) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих; 6) несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;
3. В случаях доставления в органы внутренних дел несовершеннолетних сотрудник муниципальной полиции обязан установить у доставляемого несовершеннолетнего лица сведения о его родителях или иных законных представителях, способах связи с ними, после чего незамедлительно проинформировать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего об основаниях для его доставления и территориальном подразделении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, куда несовершеннолетний будет доставлен.
Сведения о том, кто из законных представителей несовершеннолетнего и каким способом связи оповещен, указываются в рапорте о доставлении. В случаях, когда оповестить законных представителей несовершеннолетнего не представляется возможным, сотрудник муниципальной полиции указывает это обстоятельство в своем рапорте о доставлении с указанием причин, по которым он не смог оповестить законных представителей несовершеннолетнего.
4. В случаях предусмотренных п. 2) ч. 2 настоящей статьи допускается передача лица подозреваемого в совершении административного правонарушения уполномоченному представителю территориального подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для разбирательства и составления протокола об административном правонарушении на месте, без доставления нарушителя в органы внутренних дел.
5. В каждом случае доставления сотрудник муниципальной полиции обязан предоставить на имя руководителя территориального подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел рапорт с указанием всех обстоятельств происшествия и оснований для доставления лица в органы внутренних дел.
6. Срок доставления исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица.
7. Доставляемые лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.
8. Муниципальная полиция принимает при необходимости меры по оказанию доставляемому лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при доставлении угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
1. Муниципальная полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.
2. Сотрудники муниципальной полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. Проникновение сотрудников муниципальной полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников муниципальной полиции или может повлечь иные тяжкие последствия сотрудник муниципальной полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.
5. Сотрудник муниципальной полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:
1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников муниципальной полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;
2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.
6. О каждом случае проникновения сотрудника муниципальной полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.
7. О каждом случае вхождения сотрудника муниципальной полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.
8. Муниципальная полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
1. Муниципальная полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение муниципальной полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Муниципальная полиция имеет право проводить по решению руководителя муниципальной полиции или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:
1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;
2) при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;
3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
5) при проведении контртеррористической операции, если муниципальная полиция задействована в её проведении на основании приказа уполномоченного государственного органа управления режимом контртеррористической операции на территории муниципального образования;
6) при проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.
3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.
4. Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.
5. При осуществлении действий, указанных в частях 2-4 настоящей статьи, муниципальная полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Статья 17. Использование информации из банков данных о гражданах
1. Муниципальная полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей, на основании совместного приказа руководителей муниципальной полиции и территориального подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предусматривающего основания и порядок предоставления данных имеет право запрашивать и получать данные о гражданах, в том числе иностранных, транспортных средствах, в том числе их номерных агрегатах, документах, адресах, оружии, находящемся в гражданском обороте и другом имуществе.
2. Муниципальная полиция обеспечивает защиту предоставленной информации, содержащейся в банках данных органов внутренних дел, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник муниципальной полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении муниципальной полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение муниципальной полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник муниципальной полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении муниципальной полиции оружие.
4. Сотрудник муниципальной полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников муниципальной полиции определяется Правительством Российской Федерации.
6. Сотрудник муниципальной полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник муниципальной полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
7. Превышение сотрудником муниципальной полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
8. Сотрудник муниципальной полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник муниципальной полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником муниципальной полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника муниципальной полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников муниципальной полиции, входящих в подразделение (группу).
2. Сотрудник муниципальной полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника муниципальной полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
3. Сотрудник муниципальной полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник муниципальной полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
4. Сотрудник муниципальной полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником муниципальной полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия муниципальная полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.
6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником муниципальной полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
7. Сотрудник муниципальной полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник муниципальной полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
9. В составе подразделения (группы) сотрудник муниципальной полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с настоящим федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы
1. Сотрудник муниципальной полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на муниципальную полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника муниципальной полиции.
2. Сотрудник муниципальной полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств
1. Сотрудник муниципальной полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника муниципальной полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику муниципальной полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления лиц подозреваемых в совершении преступлений и административных правонарушений в территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику муниципальной полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника муниципальной полиции об остановке;
10) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
2. Сотрудник муниципальной полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник муниципальной полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
5) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;
3. Сотрудник муниципальной полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
1. Сотруднику муниципальной полиции запрещается применять специальные средства:
1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника муниципальной полиции;
2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
2. Не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.
3. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником муниципальной полиции специальных средств, могут быть установлены законодательством Российской Федерации.
4. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник муниципальной полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством муниципальной полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
3. Сотрудник муниципальной полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника муниципальной полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника муниципальной полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
4. Сотрудник муниципальной полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику муниципальной полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника муниципальной полиции.
6. Сотрудник муниципальной полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника муниципальной полиции
1. Сотрудник муниципальной полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.
2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником муниципальной полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику муниципальной полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник муниципальной полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Глава 6. Правовое положение сотрудника муниципальной полиции

Статья 25. Сотрудник муниципальной полиции
1. Сотрудником муниципальной полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности относящейся к особой категории должностей муниципальной службы и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
2. Сотрудник муниципальной полиции, выполняет обязанности, возложенные на муниципальную полицию, и реализует права, предоставленные муниципальной полиции, в пределах территории муниципального образования, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией).
За пределами указанной территории сотрудник муниципальной полиции не может выполнять обязанности, возложенные на муниципальную полицию, и не обладает правами, предоставленными муниципальной полиции, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Сотруднику муниципальной полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы, которых утверждаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципального образования.
4. Сотрудник муниципальной полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований местного бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника муниципальной полиции утверждаются Правительством Российской Федерации, а знаки различия нормативным правовым актом органов местного самоуправления муниципального образования. На форменной одежде сотрудника муниципальной полиции размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника муниципальной полиции.
5. Сотрудник муниципальной полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется Правительством Российской Федерации.
6. Сотрудник муниципальной полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
7. Отдельные должности в муниципальной полиции могут замещаться муниципальными гражданскими служащими.

Статья 26. Специальные звания сотрудников муниципальной полиции
1. Сотрудникам муниципальной полиции присваиваются следующие специальные звания:
1) рядовой состав - младший сержант муниципальной полиции, сержант муниципальной полиции;
2) младший начальствующий состав - старший сержант муниципальной полиции;
3) средний начальствующий состав - лейтенант муниципальной полиции, старший лейтенант муниципальной полиции, капитан муниципальной полиции;
4) старший начальствующий состав - майор муниципальной полиции, подполковник муниципальной полиции, полковник муниципальной полиции;
2. При увольнении сотрудника муниципальной полиции со службы в муниципальной полиции к специальному званию добавляются слова «в отставке».
3. Сотрудник муниципальной полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 27. Основные обязанности сотрудника муниципальной полиции
1. Сотрудник муниципальной полиции обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере правоохранительной деятельности, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, законодательные и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом руководством муниципальной полиции, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;
2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);
3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации;
4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
6) соблюдать внутренний служебный распорядок;
7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;
8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
9) беречь муниципальное и государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;
10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;
12) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации ограничения и запреты, связанные со службой в муниципальной полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника муниципальной полиции;
13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;
14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
2. Сотрудник муниципальной полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения в границах муниципального образования, где он проходит службу и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в муниципальную полицию или в ближайшее территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 28. Основные права сотрудника муниципальной полиции
1. Сотрудник муниципальной полиции имеет право:
1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в муниципальной полиции;
3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в муниципальной полиции;
5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности муниципальной полиции;
6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;
7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;
8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
9) на защиту своих персональных данных;
10) на продвижение по службе в муниципальной полиции;
11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;
12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) на проведение по его заявлению служебной проверки;
14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;
15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;
17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Сотрудник муниципальной полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения в границах муниципального образования, где он проходит службу и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;
3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;
4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей муниципальной полиции или территориального подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;
5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Статья 29. Гарантии правовой защиты сотрудника муниципальной полиции
1. Сотрудник муниципальной полиции, выполняя обязанности, возложенные на муниципальную полицию, и реализуя права, предоставленные муниципальной полиции, выступает в качестве представителя власти и находится под защитой государства.
2. Сотрудник муниципальной полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника муниципальной полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника муниципальной полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на муниципальную полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник муниципальной полиции обязан руководствоваться законом.
3. Законные требования сотрудника муниципальной полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
4. Воспрепятствование выполнению сотрудником муниципальной полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника муниципальной полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику муниципальной полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника муниципальной полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника муниципальной полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника муниципальной полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника муниципальной полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Статья 30. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
За несоблюдение сотрудником муниципальной полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные Положением о службе в муниципальной полиции, утвержденном Правительством Российской Федерации.

Статья 31. Право сотрудников муниципальной полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
1. Сотрудники муниципальной полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).
2. Порядок создания и компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников муниципальной полиции устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Ответственность сотрудника муниципальной полиции
1. Сотрудник муниципальной полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.
2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник муниципальной полиции несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника муниципальной полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. За ущерб, причиненный муниципальной полиции, сотрудник муниципальной полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Глава 7. Служба в муниципальной полиции

Статья 33. Правовое регулирование службы в муниципальной полиции
1. Служба в муниципальной полиции осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и органов местного самоуправления, регламентирующих вопросы прохождения службы в муниципальной полиции, с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников муниципальной полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в муниципальной полиции, и настоящим Федеральным законом.

Статья 34. Гарантии сотруднику муниципальной полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
1. Сотрудник муниципальной полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранный депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначенный на должность главы местной администрации, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в муниципальной полиции либо увольняется со службы в муниципальной полиции по собственному желанию. После прекращения указанных полномочий сотруднику муниципальной полиции по его желанию предоставляется ранее замещаемая должность, а при ее отсутствии другая равноценная должность.
2. Период осуществления полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, засчитывается сотруднику муниципальной полиции в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, дополнительный отпуск и назначение пенсии.
3. Если в течение одного месяца (не считая периодов временной нетрудоспособности) после окончания срока осуществления полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, сотрудник муниципальной полиции не уведомит об этом руководство муниципальной полиции, он подлежит увольнению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника муниципальной полиции

Статья 35. Оплата труда сотрудника муниципальной полиции
1. Оплата труда сотрудника муниципальной полиции производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.
2. Обеспечение денежным содержанием сотрудника муниципальной полиции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и в размерах установленных органами местного самоуправления муниципального образования.

Статья 36. Гарантии сотруднику муниципальной полиции в связи с прохождением службы в муниципальной полиции
1. На сотрудников и служащих муниципальной полиции распространяются все гарантии и компенсации предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации «О муниципальной службе».
2. Для сотрудников и служащих муниципальной полиции органами местного самоуправления муниципального образования могут быть установлены дополнительные гарантии и компенсации.
2.1. Указанные п. 2 настоящей статьи дополнительные гарантии и компенсации устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, условиями контрактов о прохождении службы в муниципальной полиции, коллективными договорами и соглашениями.

Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности муниципальной полиции

Статья 37. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности муниципальной полиции
1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности муниципальной полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников муниципальной полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам муниципальной полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивается за счет средств местных бюджетов.

Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью муниципальной полиции

Статья 38. Общественный контроль за деятельностью муниципальной полиции
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью муниципальной полиции в соответствии с настоящим федеральным законом.
2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью муниципальной полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
3. Общественные советы, образуемые при органах местного самоуправления муниципальных образований, осуществляют контроль за деятельностью муниципальной полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Статья 39. Судебный контроль и надзор
Судебный контроль и надзор за деятельностью муниципальной полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 40. Прокурорский надзор
Надзор за исполнением муниципальной полицией законов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Обжалование действий (бездействия) сотрудника муниципальной полиции
Действия (бездействие) сотрудника муниципальной полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Глава 11. Заключительные положения

Статья 42. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу:
1) на территории муниципальных образований, перечень которых устанавливается Указом Президента Российской Федерации, через 10 дней с момента его официального опубликования;
2) на всей территории Российской Федерации, через 3 года с момента его официального опубликования.



Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашем блоге или группе


наша группа ВКонтакте                 наш блог на Яндекс Дзен