Пояснительная записка к проекту Федерального закона - О муниципальной полиции в Российской Федерации


Перейти к содержанию

цель законопроекта, его актуальность и практическая значимость, круг лиц, состояние законодательства в данной сфере, основные положения, прогноз возможных социально-экономических и иных последствий

Пояснительная записка
к проекту федерального закона
«О муниципальной полиции в Российской Федерации»


1. Цель законопроекта:

Предоставить возможность органам местного самоуправления муниципальных образований, в порядке реализации права закрепленного ст. 132 Конституции РФ принимать практические меры для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности граждан, путем создания в составе администраций муниципальных образований подразделений муниципальной полиции, непосредственно подчиненных главам этих администраций и содержащимся за счет средств местных бюджетов.

2. Актуальность и практическая значимость законопроекта:

Согласно мониторинга общественного доверия к полиции, проведенного ВНИИ МВД России только в 8 из 85 субъектов федерации уровень доверия граждан к полиции превышает 50%, средний по России показатель такого доверия составляет менее 40% (источник: официальный сайт МВД России - «Результаты социологического исследования ВНИИ МВД России»). За последние годы МВД России уже дважды производило сокращение штатной численности и с высокой долей вероятности в ближайшие годы эти процессы будут продолжены.
Однако при этом нагрузка на полицию только возрастает. Согласно статистики опубликованной на официальном сайте МВД России, за период с 2012 по 2017 год количество обращений граждан в органы внутренних дел возросло более чем на 20%, при этом количество сообщений по которым были возбуждены уголовные дела составляет в среднем около 6,5% от общего числа. Это означает, что основная часть обращений не требует проведения следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, она требует именно быстрого реагирования, разбирательства в происшествии на месте и купировании конфликта не дав ему перейти в стадию преступления. Эту задачу выполняют преимущественно строевые подразделения МВД и ФСВНГ России, такие как патрульно-постовая служба полиции, дорожно-патрульная служба ГИБДД и вневедомственная охрана Росгвардии (далее - строевые подразделения).
Помимо этого растет количество мероприятий с массовым пребыванием граждан, культурных, спортивных, политических, общественный порядок в период проведения которых так же в основной части ложиться на сотрудников строевых подразделений правоохранительных органов.
Штатная численность строевых подразделений за последние 6 лет не увеличивалась и в ближайшее годы МВД России не планирует увеличения их штатной численности по причине дефицита бюджета.
Таким образом учитывая растущую на строевые подразделения нагрузку, ситуация с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности будет только ухудшаться. Последствия данной ситуации уже можно увидеть, согласно статистических отчетов выложенных на официальном сайте МВД России в 2015 году, количество преступлений совершенных на улицах и в других общественных местах возросло более чем на 10%.
Создание органами местного самоуправления подразделений муниципальной полиции, наделенных частью государственных полномочий, финансируемых за счет средств местного бюджета и находящихся в оперативном подчинении администрации муниципальных образований сможет в значительной степени разрешить данную проблему.
Эффективное использование сил и средств подразделений муниципальной полиции сможет:
- значительно увеличить плотность полицейских патрулей на улицах и в других общественных местах;
- значительно увеличить скорость реагирования полиции на обращения граждан;
- значительно увеличить возможности центров управления нарядами при раскрытии преступлений «по горячим следам»;
- позволить органам местного самоуправления самостоятельно обеспечивать общественный порядок при проведении большинства мероприятий с массовым пребыванием граждан, тем самым серьезно разгрузить территориальные подразделения МВД России, которые сейчас вынуждены отвлекать для этого значительные силы и средства;
- обеспечить МВД России наличие действующего, подготовленного, вооруженного, мобильного резерва сил и средств на случай возникновения ЧС и введения режима КТО.
Помимо этого создание подразделений муниципальной полиции позволит более эффективно использовать средства бюджета муниципальных образований выделяемых по статье бюджета «Профилактика правонарушений и экстремизма». В настоящее время значительная доля этих средств тратится на создание и обеспечение деятельности различных общественных формирований правоохранительной направленности (добровольные народные дружины, гражданские патрули и т.п.). Однако по факту все эти «полицейские суррогаты» никак не влияют на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. У данных формирований нет практически никаких правовых полномочий даже против мелких правонарушителей, а в ситуациях столкновения с агрессивными группами или вооруженными правонарушителями такие «дружинники» скорее сами станут жертвами преступников, чем защитят от них других граждан.
Основой проекта Федерального закона «О муниципальной полиции в Российской Федерации» послужил Федеральный закон № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции». Для муниципальной полиции сохранены обязанности, полномочия и права в части обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на улицах и в других общественных местах, оперативное реагирование на сообщения и обращение граждан о преступлениях и административных правонарушениях, их пресечение, доставление лиц их совершивших в органы внутренних дел. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий различного характера, оказание содействия полиции и другим правоохранительным органам в розыске подозреваемых, лиц пропавших без вести, похищенного имущества и транспорта.
Вместе с тем для муниципальной полиции не предусмотрены полномочия по осуществлению дознания и следствия, осуществлению части оперативно-розыскных мероприятий, проверок предпринимательской и иной деятельности отнесенной законом к сфере ответственности органов внутренних дел, экспертно-криминалистической деятельности, лицензионно-разрешительной работы, административному надзору, охранно-конвойной службе, содержанию под стражей и ряда иных задач и функций, возложенных на МВД России.
Фактически в предлагаемом проекте Федерального закона на муниципальную полицию возлагаются обязанности и полномочия предусмотренные для патрульно-постовой службы полиции, с частью функций дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России (выявление и пресечение административных правонарушений в том числе по линии ПДД) и вневедомственной охраны ФСВНГ России (охрана административных зданий и служебных помещений органов местного самоуправления).
Муниципальная полиция в законопроекте рассматривается как составная часть структуры местной администрации, которая непосредственно подчиняется главе муниципального образования. Это обеспечит должную расстановку приоритетов для муниципальной полиции в вопросах обеспечения общественного порядка и общественной безопасности с учетом мнений и требований жителей муниципального образования. Начальник муниципальной полиции назначается на должность и освобождается от неё главой администрации муниципального образования.
Сотрудники муниципальной полиции должны относиться к особой категории муниципальных служащих (поправка в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ) наделенных частью государственных полномочий. Это не противоречит законодательству так как регламентировано ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации. Поскольку выполнение возложенных на муниципальную полицию задач по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности предполагает применение ряда государственных полномочий, таких как применение оружия, физической силы и специальных средств, временное ограничения в правах, принудительное доставление и иных мер принуждения, то основная часть вопросов организации и деятельность муниципальной полиции должна регулироваться федеральным законом. Помимо этого, для создания единого для всей России формата муниципальной полиции, ряд вопросов по организации и деятельности муниципальной полиции отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.

3. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования:

В настоящее время вопросы организации и деятельности подразделений муниципальной полиции органов местного самоуправления муниципальных образований законодательством Российской Федерации не отрегулированы.
При этом, ст. 132 Конституции Российской Федерации и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года предполагают наделение органов местного самоуправления таким правом. Однако п. 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно ст. 83 этого же закона – «вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции» (милиции - устаревшее название, действовавшее на момент принятия ФЗ).
С момента принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и по настоящее время федеральный закон определяющий порядок организации и деятельности муниципальной полиции так и не принят, соответственно п. 9 ч. 1 ст. 16 вышеуказанного закона так и не введен в действие.

4. Круг лиц, на которых направлено действие законопроекта:

- граждане России всех возрастов и социальных групп;
- сотрудники органов местного самоуправления муниципальных образований;
- сотрудники МВД и ФСВНГ России.

5. Основные положения законопроекта:

Законопроект состоит из 11 глав, объединяющих 42 статьи.
В главе 1 законопроекта «Общие положения»
разъяснены нормы, раскрывающие понятийный аппарат, понятие муниципальной полиции, ее назначение, функции и правовые основы деятельности.
Основным назначением муниципальной признается обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в границах соответствующего муниципального образования.
С учетом названного, законопроект определяет семь основных направлений деятельности муниципальной полиции указанных в ст. 2 законопроекта:
1) защита личности и общества от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений;
4) розыск лиц;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
Законопроект также предусматривает, что подразделения муниципальной полиции при необходимости могут выполнять задачи по обеспечению охраны объектов муниципальной собственности. Помимо этого на муниципальную полицию возлагаются задачи по обеспечению реализации и контролю за выполнением решений органов местного самоуправления в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
В главе 2 законопроекта «Принципы деятельности муниципальной полиции»
раскрыто содержание принципов деятельности муниципальной полиции
В качестве основных принципов деятельности муниципальной полиции в законопроекте по аналогии с полицией МВД России признаются:
- соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- беспристрастность;
- открытость и публичность;
- общественное доверие и поддержка граждан;
- взаимодействие и сотрудничество;
- использование современных технологий и информационных систем.
В главе 3 законопроекта «Обязанности и права муниципальной полиции»
разъяснены права сотрудников муниципальной полиции и возложенные на них обязанности.
Законопроект возлагает на муниципальную полицию обязанности по приему, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях на территории муниципального образования, оперативному реагированию на эти сигналы в пределах компетенции муниципальной полиции. При этом обязанности по регистрации, разрешению и принятию процессуальных решений по этим сообщениям на муниципальную полицию не возлагаются, эта обязанность остается за полицией МВД России и другими уполномоченными органами внутренних дел. Также законопроект возлагает на муниципальную полицию обязанности по обеспечению общественного порядка на улицах и других общественных местах, профилактике, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений когда их состав или намерения лиц планирующих их совершение очевидны.
Оказанию помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.
Совместно с органами местного самоуправления, представителями государственных органов исполнительной власти и другими правоохранительными органами, обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность при проведении мероприятий (общественных, политических, спортивных, культурных и т.п.) с массовым пребыванием граждан, а также в период проведения выборов и избирательных компаний.
Помимо этого в обязанности муниципальной полиции вменяется оказание помощи подразделениям МВД России и другим правоохранительным органам в осуществлении их обязанностей. При определении прав муниципальной полиции авторы законопроекта исходили из возложенных на муниципальную полицию задач и обязанностей для выполнения, которых сотрудники муниципальной полиции должны быть наделены соответствующими правами и полномочиями.
Статья 13 законопроекта устанавливает для сотрудников муниципальной полиции следующие основные права:
- оперативное реагирование на сообщения граждан о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и иных происшествиях;
- пресечение, в том числе с использованием мер принуждения, преступлений и административных правонарушений;
- предъявление к гражданам требований о прекращении противоправных действий и надлежащем поведении;
- проверка документов удостоверяющих личность, и иных документов в случаях, определенных законом, при выявлении в ходе таких проверок лиц находящихся в розыске доставление их в органы внутренних дел или иные учреждения;
- контроль за соблюдением общественного порядка на улицах и в других общественных местах, в том числе при проведении мероприятий с массовым пребыванием граждан;
- доставление граждан, в том числе принудительное в предусмотренных законом случаях в помещения органов внутренних дел для разбирательства и принятия процессуального решения;
- фиксирование и документирование выявленных фактов административных правонарушений для последующей передачи в органы внутренних дел или иные уполномоченные государственные органы;
- оказание содействия органам внутренних дел и иным уполномоченным государственным органам исполнительной власти в осуществлении задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера, поддержанию режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции на территории обслуживания.
Также муниципальной полиции предоставляются права на проведение профилактических мероприятий в пределах её компетенции, разработку и внесение в органы местного самоуправления предложений по улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания и усилению защиты граждан и организаций от преступных посягательств.
Вместе с тем у муниципальной полиции отсутствуют полномочия по осуществлению дознания и следствия, проведению части оперативно-розыскных мероприятий, проверок предпринимательской деятельности, осуществлению экспертно-криминалистической деятельности. Помимо этого муниципальная полиция не обладает правом принятия процессуальных решений и решений по делам об административных правонарушениях, задерживать и содержать под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и административных правонарушений.
Более подробно права муниципальной полиции в сравнении с правами полиции МВД России изложены в приложении № 1 к настоящей Пояснительной записке (Сравнительная таблица прав и полномочий муниципальной полиции и полиции МВД России).
В главе 4 законопроекта «Применение муниципальной полицией отдельных мер государственного принуждения»
разъяснены права сотрудников муниципальной полиции на применение в установленных законом случаях и исключительно для выполнения возложенных на муниципальную полицию обязанностей отдельных мер государственного принуждения.
Статья 14 законопроекта устанавливает муниципальной полиции право - временно на срок не более двух часов ограничивать свободу и доставлять в органы внутренних дел, в том числе принудительно лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они причастны к совершению преступлений или административных правонарушений, при этом принятие процессуального решения в отношении доставленных лиц и их действий остается в компетенции полиции МВД России.
Статья 15 законопроекта устанавливает муниципальной полиции право - входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории только в случаях и порядке предусмотренных законом. К таким случаям относятся:
- для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
- для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
- для пресечения преступления.
Также статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований для такого проникновения и порядок действий сотрудников муниципальной полиции направленный на минимизацию возможного ущерба от таких действий.
Помимо этого в статье указаны возложенные на сотрудника муниципальной полиции обязанности связанные с использованием данных мер.
Статья 16 законопроекта устанавливает муниципальной полиции право осуществлять в случаях предусмотренных законом и исключительно в целях выполнения возложенных на муниципальную полицию обязанностей - оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Законопроект предусматривает применение муниципальной полицией подобных мер в следующих случаях:
- при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;
- при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
- при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
- при проведении контртеррористической операции, если подразделения муниципальной полиции задействованы в её проведении на основании приказа уполномоченного государственного органа управления режимом контртеррористической операции на территории муниципального образования обслуживаемого подразделением муниципальной полиции;
- при проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.
Также в статье указаны возложенные на сотрудника муниципальной полиции обязанности связанные с использованием данных мер.
Статья 17 законопроекта устанавливает муниципальной полиции право для выполнения возложенных на нее обязанностей осуществлять использование информации из банков данных о гражданах. Данная статья устанавливает для муниципальной полиции возможность использования в повседневной деятельности информации о гражданах, похищенном имуществе и транспорте содержащейся в специализированных банках данных МВД России. При этом, сама муниципальная полиция не обладает правом создания банков данных, хранения и обработки подобной информации. Порядок доступа сотрудников муниципальной полиции к информации из банков данных МВД России устанавливается совместным приказом руководителей территориальных подразделений муниципальной полиции и МВД России.
В главе 5 законопроекта «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия»
разъяснен порядок применения и использования сотрудниками муниципальной полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Установленный главой порядок полностью идентичен порядку, предусмотренному Федеральным законом № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции» для сотрудников полиции МВД России, за исключением применения части специальных средств, которые не состоят на вооружении муниципальной полиции, таких как: водометы, средства разрушения преград, бронемашины, служебные животные, специальные окрашивающие и маркирующие средства, средства принудительной остановки транспорта.
В главе 6 законопроекта «Правовое положение сотрудника муниципальной полиции»
разъяснено определение правового положения – Сотрудник муниципальной полиции. Он относиться к особой категории муниципальных служащих (потребует внесения изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ) наделенных рядом государственных полномочий, особыми правами, гарантиями правовой защиты и имеющих не классные чины, а специальные звания муниципальной полиции. Помимо этого в отношении сотрудников муниципальной полиции действуют особые ограничения, связанные со службой и ответственность за их нарушение.
Статья 25 законопроекта - содержит общие определения статуса сотрудника муниципальной полиции, требований, прав и обязанностей. Эта же статья устанавливает, что сотрудники муниципальной полиции несут службу в форменной одежде. Образцы форменной одежды сотрудника муниципальной полиции утверждаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а знаки различия нормативным правовым актом органов местного самоуправления муниципального образования. Законопроект предполагает, что форменная одежда будет полностью идентична форменной одежде подразделений МВД России образцы которой утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.10.2011 № 835. Знаки различия должны быть идентичны знакам различия МВД России по форме, но отличаться по содержанию, в части:
- «ПОЛИЦИЯ» заменено на «МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ»;
- «МВД России» заменено на полное юридическое название муниципального образования, например «Городской округ город Сургут»;
- герб МВД России заменен на флаг муниципального образования;
- символика ведомственных подразделений МВД России на символику (герб) муниципальной полиции.
Статья 26 законопроекта предусматривает наличие у сотрудников муниципальной полиции специальных званий, их количество меньше чем в МВД России, отсутствует рядовой состав и высший командный состав, так же отсутствует часть званий у других составов. Это связано с более простым в сравнении с МВД России штатным расписанием муниципальной полиции.
Статья 27 законопроекта устанавливает основные должностные обязанности сотрудника муниципальной полиции в части необходимых знаний, соблюдения законности и субординации, внутреннего трудового распорядка, декларирования доходов. Также ч. 2 данной статьи сотруднику муниципальной полиции предписывается оказание помощи гражданам в любое время и в любом месте в границах муниципального образования независимо от того, на службе он в данный момент или нет.
Статья 28 законопроекта определяет основные права сотрудников муниципальной полиции связанные с прохождением службы. Сотруднику муниципальной полиции гарантируются права на обеспечение необходимых условий службы, ознакомления с регламентирующими его деятельность НПА, нормальную продолжительность рабочего времени, оплату труда, обеспечения всеми видами имущества, защиту персональных данных, продвижение по службе, обязательное страхование, государственную защиту его и семьи, пенсионное обеспечение и другие права гарантированные законодательством.
Статья 29 законопроекта определяет основные гарантии правовой защиты сотрудника муниципальной полиции. Законопроект гарантирует сотруднику муниципальной полиции защиту закона и государства при выполнении им служебных обязанностей. Определяет порядок его подчинения при выполнении служебных обязанностей, перечень должностных лиц которым он подчинен, защиту от принуждения к исполнению приказов содержание которых явно противоречит законодательству Российской Федерации. Устанавливает, что законные требования сотрудника муниципальной полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником муниципальной полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника муниципальной полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику муниципальной полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника муниципальной полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Также статья устанавливает гарантии государственной защиты жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника муниципальной полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Помимо этого меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника муниципальной полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника муниципальной полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.
Статья 30 законопроекта устанавливает возможность привлечения сотрудника муниципальной полиции к дисциплинарной и иным формам ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Статья 31 законопроекта устанавливает право сотрудников муниципальной полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации).
Статья 32 законопроекта устанавливает ответственность сотрудника муниципальной полиции за его действия (бездействие), за отдаваемые им приказы и распоряжения, а также за принесенный данными действиями (бездействием) ущерб.
В главе 7 законопроекта «Служба в муниципальной полиции»
разъясняются вопросы прохождения службы в подразделениях муниципальной полиции. Исходя из содержания ст. 33 законопроекта они относятся к нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и органов местного самоуправления регулирующим данные вопросы, что подразумевает создание в качестве единого нормативного акта, утвержденного Постановлением Правительства РФ «Положения о порядке прохождения службы в муниципальной полиции».
В главе 8 законопроекта «Гарантии социальной защиты сотрудника муниципальной полиции»
законопроект устанавливает, что оплата труда сотрудников муниципальной полиции устанавливается в виде денежного содержания. Обеспечение денежным содержанием сотрудника муниципальной полиции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Конкретные размеры должностных окладов, иные дополнительные и стимулирующие выплаты устанавливаются органами местного самоуправления муниципального образования, в состав которых входит подразделение муниципальной полиции.
Статья 35 законопроекта устанавливает, что на сотрудников и служащих муниципальной полиции распространяются все гарантии и компенсации предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации «О муниципальной службе». Помимо этого для сотрудников и служащих муниципальной полиции органами местного самоуправления муниципального образования в состав которого входит подразделение муниципальной полиции могут быть установлены дополнительные гарантии и компенсации. Указанные дополнительные гарантии и компенсации устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования, условиями контрактов о прохождении службы в муниципальной полиции, коллективными договорами и соглашениями.
В главе 9 законопроекта «Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности муниципальной полиции»
законопроект устанавливает, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности муниципальной полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников муниципальной полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам муниципальной полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивается за счет средств бюджета муниципального образования в состав которого входит подразделение муниципальной полиции . В главе 10 законопроекта «Контроль и надзор за деятельностью муниципальной полиции»
законопроект предусматривает следующие виды контроля за деятельностью муниципальной полиции: 1. Общественный контроль – предусматривает контроль за деятельностью муниципальной полиции со стороны граждан и общественных организаций, путем создания общественных советов и комиссий. Помимо этого предусматривается контроль за деятельностью муниципальной полиции со стороны Общественной палатой Российской Федерации, и общественными палатами субъектов Российской Федерации.
2. Судебный контроль и надзор - предусматривает надзор за деятельностью муниципальной полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
3. Прокурорский надзор – предусматривает надзор за исполнением муниципальной полицией законов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством Российской Федерации.
Помимо этого законопроект предусматривает, что действия (бездействие) сотрудника муниципальной полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.
В главе 11 законопроекта «Заключительные положения»
В заключительной части законопроект предусматривает поэтапное вступление закона в силу:
1) на территории муниципальных образований, перечень которых устанавливается Указом Президента Российской Федерации, через 10 дней с момента его официального опубликования;
2) на всей территории Российской Федерации, через 3 года с момента его официального опубликования.
Это необходимо для разработки эффективного механизма реализации закона по всей территории России. Изначально Указом Президента определяются несколько муниципальных образований, где в порядке эксперимента закон вступает в силу и органами местного самоуправления начинается его реализация. В течении трех лет рассматриваются результаты его реализации, выявляются правовые пробелы, вносятся соответствующие поправки как в закон так и сопутствующие ему нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Как результат через 3 года сам закон и пакет сопутствующих нормативных правовых актов будет доработан с учетом практики его применения в течении трех лет, будет устранено большинство проблемных моментов, доработаны действующие и приняты недостающие нормативные правовые акты. С учетом вышеперечисленного будет разработан подробный механизм реализации закона.

6. Прогноз возможных социально-экономических и (или) иных последствий принятия нового закона.

Принятие законопроекта и создание в муниципальных образованиях (особенно тех где высокий уровень преступности) подразделений муниципальной полиции:
- предоставит органам местного самоуправления возможность практической реализации права закрепленного ст. 132 Конституции Российской Федерации;
- значительно снизит количество преступлений совершенных на улицах и в других общественных местах, а такие преступления и происшествия как правило вызывают наибольший резонанс в обществе;
- значительно повысит раскрываемость преступлений «По горячим следам»;
- значительно сократит время оперативного реагирования на сообщения граждан о преступлениях, административных правонарушениях и иных происшествиях;
- укрепит законность и правопорядок.
Увеличение количества полицейских патрулей на улицах и в других общественных местах особенно там где ранее их было крайне мало и увеличение скорости реагирования полиции на сообщения и обращения граждан приведут к повышению уровня доверия граждан к полиции.
Не менее важным результатом будет и то, что граждане будут чувствовать себя в большей безопасности на улицах и в общественных местах, что само по себе серьезно снижает т.н. «градус напряжения в обществе». Так же снизится количество фактов уничтожения и повреждение муниципального имущества и иного имущества являющегося элементами благоустройства городов, объектов исторического наследия, культурного и спортивного назначения*.
Помимо этого за счет усиления контроля снизится уровень смертности и травматизма, в том числе дорожно-транспортного. Это обеспечивается за счет выполнения возлагаемых на муниципальную полицию задач, по максимальной открытости её деятельности. Не скрытного, а наоборот демонстративного обозначения своего присутствия на улицах и в других общественных местах, а также автомобильных дорогах, вблизи мест концентрации ДТП, тем самым пресекая намерения отдельных лиц совершить преступление или административное правонарушение, а в случае его совершения незамедлительно реагируя.
Создание муниципальной полиции позволит значительно разгрузить сотрудников территориальных подразделений МВД России которые практически постоянно вынуждены работать в усиленном варианте, что сказывается как на качестве их работы, так и на их отношении к службе.
В целом создание такого института как муниципальная полиция должно значительно приблизить правоохранительную деятельность к потребностям граждан и жителей конкретных муниципальных образований.
Через муниципальную полицию могут быть открыты новые каналы связи общества и правоохранительных органов. Появится возможность создания условий для реализации стратегии социального партнерства, предполагающих обстановку взаимопонимания, доверия, взаимной поддержки и сотрудничества. Все это будет способствовать росту правовой активности людей, а в конечном итоге - повышению эффективности функционирования всей правоохранительной системы общества.

* памятники архитектуры, зеленые насаждения, клумбы, газоны, лавочки, скульптуры, элементы освещения, декоративные покрытия, спортивные площадки, детские городки и т.п.)

7. Затраты федерального бюджета на реализацию законопроекта

Реализация законопроекта не потребует финансирования из средств федерального бюджета.
Помимо этого, реализация законопроекта даже позволит сэкономить средства федерального бюджета, частично снизив затраты МВД России. В настоящее время в большинстве муниципальных образований отсутствуют отдельные специализированные подразделения МВД России по обеспечению общественного порядка на мероприятиях с массовым пребыванием граждан, в связи, с чем порядок при проведении таких мероприятий обеспечивают сотрудники различных подразделений территориальных отделов и управлений МВД России (участковые уполномоченные, оперативники, сотрудники патрульно-постовой и охранно-конвойной служб, инспектора по делам несовершеннолетних и даже кадровых и служб обеспечения). Почти все подобные мероприятия проводятся в выходные и праздничные дни. Помимо этого систематически вводится усиленный вариант несения службы. Соответственно сотрудники привлекаются к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени в большом объеме, зачастую значительно превышающем установленные нормы. Соответственно большие средства, зачастую даже не заложенные в бюджете тратятся на выплату компенсаций за сверхурочную работу и на приобретение дополнительного топлива для служебного автотранспорта.
Создание в муниципальных образованиях подразделений муниципальной полиции позволит если не полностью, то в значительной части сократить для МВД России эти расходы за счет обеспечения своими силами общественного порядка на основной части мероприятий с массовым пребыванием граждан и увеличения за счет своих нарядов плотности патрулирования улиц и других общественных мест.

Наглядно сравнить права и полномочия Муниципальной полиции и МВД России вы можете в Приложении № 1 к Пояснительной записке.


Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню