Муниципальная полиция в России прошлое, настоящее и будущее


Перейти к содержанию

краткая история вопроса, попытки создания муниципальных органов правопорядка в России, текущее положение дел, перспективы развития, позиция МВД и авторов общественной инициативы о дальнейшем развитии муниципальной полиции

Краткая история вопроса
Разговоры о необходимости создания в России муниципальной полиции ведутся давно. В начале 90-х годов прошлого века в ряде регионов появились первые подразделения муниципальной милиции. Однако стоит отметить, что создаваемые в начале 90-х подразделения, хоть и назывались муниципальными, но по факту органами местного самоуправления они только финансировались, руководство, же этими подразделениями фактически было двойным. Дело в том, что подразделения муниципальной милиции создавались в составе или при ГУВД и УВД городов, а эти управления в свою очередь подчинялись МВД России. При этом стоит учесть и тот факт, что в 90-е годы подобные инициативы были изначально обречены на провал. В качестве основной причины можно назвать несовершенство законодательства того времени, как федерального, так и регионального. Привычная и понятная на сегодняшний день вертикаль власти, система организации и деятельности органов местного самоуправления в тот момент еще находились в зачаточном состоянии. Помимо того, не стоит забывать и о локальных военных конфликтах того времени. Соответственно, что в такой ситуации наделять муниципалитеты правом создавать собственные, вооруженные силовые структуры независимые от федерального центра никто не решился.
Последний эксперимент по созданию в России муниципальной милиции проводился в 1999 году в соответствии с Указом Президента № 1115 от 17.09.1998 в 10 регионах нашей страны. Здесь стоит отметить один важный момент, эксперимент проводился по инициативе и под контролем МВД России, что предсказуемо привело к тому, что результаты этого эксперимента признали не удовлетворительными и эксперимент завершили. Так же необходимо учесть, что эксперимент изначально носил весьма формальный характер, учитывая то, что подразделения муниципальной милиции создавались «в структуре милиции общественной безопасности УВД…» и подчинялись они тем же территориальным подразделениям МВД России. Можно предположить, что сам эксперимент носил весьма формальный характер и изначально всерьез его никто не воспринимал. Более подробно об этих экспериментах можно прочесть здесь.

Текущее положение дел
Несмотря на не удачный опыт прошлого, тема создания муниципальной полиции (милиции) периодически возникает то в Парламенте, то в Правительстве России. Так в сначала в 2011 году инициатива выдвигалась КПРФ, а в 2014 году депутатами от партии «Справедливая Россия» в парламент вносился проект № 621910-6 Федерального закона «О муниципальной милиции в Российской Федерации». Правительство РФ, однако, данную инициативу не поддержало и законопроект был снят с рассмотрения. Судя по доводам, изложенным в официальном отзыве, Правительство посчитало предлагаемую законопроектом компетенцию муниципальной милиции излишне расширенной и охватывающей вопросы явно выходящие за рамки понятия «Охрана общественного порядка».


примечание: - тогда возникает вопрос, а что именно входит в понятие «Охрана общественного порядка» и какими именно рамками оно ограничено. Не один правовой акт - это понятие не раскрывает, а юридическая литература дает ему различные толкования.


В 2016 году в ряде СМИ появилась информация о том, что на этот раз уже само Министерство внутренних дел России направило в регионы, свой, разработанный ВНИИ МВД РФ, законопроект о создании муниципальной милиции. Сам факт существования такого документа подтверждается публикация на официальном сайте ВНИИ МВД России.

заседание Ученого совета ВНИИ МВД России от 16.02.2017г.:
- На заседании Ученого совета с научным докладом «О проекте федерального закона «О муниципальной милиции в Российской Федерации» выступил доктор юридических наук, доцент Мусеибов Абдула Гулиевич, главный научный сотрудник НИЦ № 5.


К сожалению, в открытых источниках найти полный текст законопроекта не удалось, поэтому проанализировать можно лишь публикации в прессе, где изложены основные тезисы.
Исходя из содержания статьи издания Комерсантъ, суть предложений МВД России состоит в создании при муниципалитетах некой правоохранительной структуры с не совсем понятными задачами и полномочиями. А именно:

- Милиция призвана помогать «полиции и иным правоохранительным органам» в обеспечении безопасности граждан, в том числе проводить их досмотр при проведении массовых мероприятий. Милиционеры смогут патрулировать населенные пункты; составлять протоколы об административных нарушениях; доставлять пьяных и наркоманов в больницы, а нарушителей - в полицию; помогать искать пропавших людей.


Однако при этом:

Передача милиции полицейских полномочий, в частности патрульно-постовой службы (ППС) и участковых, в проекте не предусмотрена. Милиционеры - муниципальные служащие и смогут работать только в пределах городских округов или муниципальных районов. Они обязаны проходить силовую подготовку, им разрешено пользоваться гражданским оружием.


Исходя из такой противоречивой смеси задач, полномочий и возможностей напрашивается лишь один вывод. МВД предлагает создать в регионах некий полицейский суррогат с непонятным функционалом, не чем особо не отличающийся от добровольных народных дружин, которые хоть формально и существуют (для отчетности), но фактически, на криминогенную обстановку в муниципалитетах никак не влияют.

Практика применения
За последние несколько лет в составе администраций ряда муниципальных образований появились структурные подразделения, именуемые как «муниципальная милиция», «муниципальная инспекция» и т.п. Вот несколько примеров:

г. Шахты, Ростовская область
Создана в 2013 году, носит название «муниципальная инспекция». Основные задачи:
- выявление и пресечение на территории города Шахты административных правонарушений, предусмотренных областным законом Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях»;
- содействие развитию и устойчивому функционированию жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения, транспорта, связи, других служб жизнеобеспечения на территории города Шахты;
- участие в деятельности административной комиссии, созданной на территории муниципального образования «Город Шахты»;
- обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам организации охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, контроля за благоустройством территории;
- организация мероприятий, направленных на обеспечение санитарной чистоты и порядка в городе посредством взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности, а также частными лицами.

источник и фото: 161.ру


г. Златоуст, Челябинская область
Управление муниципальной милиции в составе администрации Златоуста было создано в январе 2014 года.
Судя по публикациям в средствах массовой информации - муниципальная милиция будет помогать полиции охранять порядок на массовых мероприятиях. А еще она может ловить «зайцев» в общественном транспорте и находить авторов незаконно расклеенных по городу объявлений.
У новой службы есть своя форма. Сотрудникам выдают костюм, шапку и обувь. На куртке надпись «Муниципальная милиция» и шеврон с гербом Златоуста. А еще выдают удостоверение и оружие! Правда, не огнестрельное, а газовое - обороняться от хулиганов и бродячих собак.

источник: Комсомольская правда
фото: uralpress.ru


г. Ижевск, Удмуртская республика
В Ижевске управление муниципальной милиции в составе городской администрации появилось в 2012 году.
Исходя из информации на сайте органов местного самоуправления, на муниципальную милицию возложены следующие задачи:
- Обеспечение соблюдения норм законодательства Удмуртской Республики, требований муниципальных правовых актов на территории муниципального образования «Город Ижевск» в сфере административной ответственности за отдельные виды правонарушений в соответствии с полномочиями Управления.
- Предупреждение, выявление, пресечение на территории муниципального образования «Город Ижевск» отдельных видов административных правонарушений, их документирование с целью применения мер административного воздействия к лицам их совершившим в рамках полномочий Управления.
- Обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам организации охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Город Ижевск».
- Осуществление мероприятий по реализации полномочий Администрации города Ижевска в области охраны общественного порядка на территории муниципального образования «Город Ижевск».
- Защита прав и законных интересов Администрации города Ижевска в судах и иных органах государственной власти.
- Обеспечение своевременного взыскания дебиторской задолженности в бюджет муниципального образования «Город Ижевск».

источник и фото: сайт Администрации города Ижевска

Комментарий от авторов проекта:
Если рассматривать вышеизложенные подразделения «муниципальной милиции» в части их задач и полномочий, то это не полицейские структуры, а скорее общественные формирования правоохранительной направленности, которые местные власти перевели в муниципальную службу и назвали милицией.

Милиция или полиция?
Если кратко содержание этих определений, то - Милиция это вооруженное ополчение, формируемое и действующее в период военных действий или чрезвычайных ситуаций. Полиция это постоянно действующий орган исполнительной власти государства, основной задачей которого является охрана правопорядка, как в мирное, так и в военное время. Поэтому более правильное название для органа осуществляющего функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, это полиция.



Позиция авторов инициативы
Мы считаем, что такой орган местного самоуправления как муниципальная полиция в России необходим. Но, он необходим именно как полноценная полицейская служба, наделенная всеми необходимыми правами и полномочиями (в т.ч. государственными), для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Сейчас в нашей стране есть все условия для его создания и деятельности.
По нашему мнению принципы организации и деятельности муниципальной полиции должны быть следующими:
- создание подразделений муниципальной полиции должно быть правом органов местного самоуправления, а не их обязанностью. При условии, что в их создании есть необходимость и у местных властей есть необходимые средства на создание условий для их деятельности и содержания;
- основные вопросы деятельности муниципальной полиции должны регулироваться федеральным законодательством и Правительством Российской Федерации;
- система организации деятельности муниципальной полиции (субординация, наличие специальных званий, форменной одежды, первоначальная подготовка, принципы комплектования и организации службы и т.п.) должна в целом быть аналогичной МВД России;
- муниципальная полиция должна являться составной частью органов местного самоуправления муниципального образования и быть независимой от МВД России, за исключением предусмотренных законодательством случаев (чрезвычайное или военное положение, режим контртеррористической операции и т.п.) перехода подразделений муниципальной полиции во временное оперативное подчинение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
- права и условия для муниципальной полиции на применение мер государственного принуждения, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны быть аналогичны правам и условиям предусмотренных для сотрудников полиции МВД России;
- задачи и полномочия муниципальной полиции в основной части должны быть аналогичны задачам и полномочиям патрульно-постовой службы МВД России;
- форменная одежда муниципальной полиции должна быть аналогичной форменной одежде сотрудников полиции МВД России, за исключением знаков отличия.



Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню